Учредитель образовательной организации:
муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Туризм

Возраст: от 10 до 18 лет
План приема: до 15 детей
Форма обучения: очная
Оплата сертификатом: Нет
ОВЗ: Нет

Занятия по программе «туризм» способствуют развитию высоких морально-волевых качеств: дружбы, взаимовыручки. Во время занятий формируются такие черты характера как самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам. Участие в туристских походах, соревнованиях воспитывает находчивость, мужество, умение преодолевать трудности и находить выход из сложных ситуаций, а также приобретать новые знания и навыки. В походах прекрасно сочетаются элементы активного отдыха, физического воспитания и спорта. Отдых на природе, купание, физические нагрузки, рыбная ловля – все это является хорошим средством оздоровления и воспитания. Воспитанники приобретают не только специфические знания и навыки по видам туризма, но и умение ориентироваться на местности по карте и компасу, организовывать жизнедеятельность группы в различных условиях, преодолевать сложные естественные испытания, оказывать доврачебную помощь. Все это имеет большое значение в процессе образования и воспитания подростков.

В процессе изучения тем программы постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности: развитие воли, смелости, упорства, настойчивости, решительности и дисциплинированности.

Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка.

Педагоги

Гареева Файруза Гальяновна, педагог дополнительного образования высшей категории.

Содержание программы

Учебный план первого года обучения.

1.Виды туризма и их специфика (3ч.)

Беседа о туризме и о работе кружка Виды туризм (пешеходный, водный, спелео и т.д.), их особенности. Рассказы об интересных походах, путешествиях, экспедициях.

2. Природа родного края. Краеведение в походе (1ч.)

Климат, растительность животный мир нашего края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые, памятники природы.

Практические занятия (2ч.).

Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути.

3.Личное снаряжение. (3ч.).

Рюкзаки, туристский коврик, выбор спального мешка, личные предметы.

4. Групповое снаряжение. (3ч.).

Палатки, тенты, котлы, топоры. Основные требования к нему: малый вес, объем, хорошая теплоизоляция, прочность, непромокаемость, удобство пользования, надежность в эксплуатации.

5. Организация питания в походе (2ч.).

Значение правильной организации питания в походе. Примерный набор продуктов питания.

Практические занятия (1ч.). Составление меню и раскладки продуктов.

6. Организация бивуаков (1ч.).

Выбор места для ночлега, дневного привала, для дневки, установка палатки, требования к месту привала, противопожарные меры.

Практические занятия (2ч.).

Зарисовка схем правильной разбивки бивуака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.

7. Основы топографии (2ч.).

Типы и устройство компасов. Особенность работы с компасом. Виды топографических карт, понятие масштаба, топознаки на спортивных картах, топографическая съемка, чтение карты, определение расстояния по карте.

Практические занятия (6ч.).

Изготовление таблицы и отдельных карточек топографических знаков, топографические игры, решение топографических задач.

8. Ориентирование (3ч.).

Определение сторон света, ориентирование в лесу, в пустыне, в Арктике, по звездам. Понятие азимут, географический и магнитный полюс. Определение азимута, движение по азимуту.

Практические занятая (6ч.).

Работа с компасом, курвиметром, пользование картой.

9. Техника безопасности. (2ч.).

Поведение человека в различных условиях и ситуациях. Техника безопасности в школе, на улице, на природе.

10. Костры (3ч.).

Выбор и подготовка места для костра, выбор и заготовка топлива, противопожарные меры, типы костров и их назначение.

Практические занятия (6ч.).

Поиски топлива и места для костра, разведение костров (шалаш, колодец).

11. Передвижение по различным видам рельефа (3ч.).

Движение по маршруту, нормы переходов, строй, темп, режим.

 

12. Первая медицинская помощь, гигиена в походе(8ч.).

Личная гигиена, обувь, уход за ногами и обувью во время похода, требование к одежде, жилищу, посуде туриста, купание в походе. Кровотечения, повязки.

Практические занятия (8ч.).

Способы остановки наружного кровотечения, наложение повязок, различные виды повязок.

13. Физическая подготовка (40ч.).

Значение физической подготовки для туриста, общая физическая подготовка, закаливание, развитие выносливости, силы, ловкости, быстроты. Проведение эстафет, веселых стартов.

14. Узлы (2ч.).

Типы узлов соответствие с их назначением: узлы для связывания веревок, одинакового и разного диаметра, маркировка веревок.

Практические занятия (4ч.).

Вязка узлов (прямой, встречный, схватывающий, проводник, двойной проводник).

15. Экстремальная ситуация на маршруте (3ч.).

Предотвращение и предвидение Э.С. Как возникают Э.С., если это все же произошло, действие группы, действие одного человека, профилактика экстремальных ситуаций.

19. Подготовка к путешествию (3ч.).

Инструкция по организации похода. Подбор группы, определение цели и района похода, распределение обязанностей. Сбор сведений (изучение литературы, отчетов, картографические материалы, встреча с интересными людьми в туризме).

20. Подведение итогов (3ч.).

Обсуждение прошедшего года занятий, мониторинг достижений воспитанников, тесты, разбор итогов соревнований. Просмотр фотографий и слайдов, оформление фотостендов, фотоальбомов и т.д.

 

Цели программы

Цель программы:

овладение основными туристско-спортивными, техническими, тактическими, туристско-бытовыми, походно-спортивными и прикладными умениями, навыками и знаниями в пешеходном туризме.

Задачи:

Обучающие:

формирование потребности в углубленном изучении навыкам пешеходного туризма;

обучение основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания;

обучение различным способам разрешения нестандартных ситуаций;

создание условий для приобретения конкретных знаний, практических умений и навыков;

овладение навыками эколого-туристского поведения и воздействия на окружающую среду.

 

Развивающие:

развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний, умение преодолевать трудности, коммуникативные качества, творческую активность.

повышение физического, спортивного, туристического мастерства и опыта учащихся;

отработка технических навыков;

совершенствование туристского мастерства – подготовка и участие в соревнованиях, походах.

 

Воспитательные:

формирование умений и навыков культуры общения, чувство ответственности;

воспитание духовности, формирование чувства любви к Родине.

развитие доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости.

Результат программы

Ожидаемый результат.

К концу третьего года обучения у ребенка будут развиты следующие качества:

краеведческое содержание туризма: содержание и знание различных видов туризма, туристическую систему в стране;

туристические возможности родного края для путешествий;

специфику пеших, горных путешествий;

основы подготовки, проведения и подведения итогов похода;

групповое и личное специальное снаряжение для туризма;

основы правильной организации походного питания и быта;

организация привалов и ночлегов;

основы топографии и ориентирования на местности;

способы преодоления препятствий;

основы обеспечения безопасности в путешествиях;

гигиену и самоконтроль, основы доврачебной помощи в походе;

методику краеведческой работы в походе;

значение и содержание физической и психологической подготовки;

методику судейства соревнований;

организацию страховки различными способами.

составлять план подготовки и проведения походов;

составлять меню и раскладку продуктов на поход;

выбирать места для привалов и ночлегов, планировать, устанавливать и снимать лагерь;

работать с картой, ориентироваться на местности, составлять схемы;

предусматривать основные причины возникновения аварийных ситуаций на маршрутах;

обеспечить безопасность походов, проведение поисково-спасательных и транспортировочных работ силами группы, порядок действия группы в аварийных ситуациях;

преодолевать различные препятствия, выбирать линию движения, проводить разведку препятствий;

действовать в экстремальных ситуациях, организовывать страховку;

делать искусственное дыхание, накладывать шины, повязки, транспортировать пострадавшего, определять лекарственные растения;

пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой.

Для желающих продолжить свою работу по программе вводится индивидуальная программа работы с элементами инструкторской деятельности.

Воспитательные аспекты работы:

В процессе занятий по программе постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности: развитие воли, смелости, упорства, настойчивости, решительности и т.д.

Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка.

Самовоспитание составляет один из важнейших путей совершенствования личности, ее нравственных, волевых и других ценностных качеств. Важные условия самовоспитания в туризме – достаточная сформированность самооценки личности человека.

К концу обучения по программе «туризм» воспитанники должны уметь правильно оценивать свои возможности, мобилизовывать свои усилия в соответствии с реальной обстановкой, не преувеличивать значение успеха и не подать духом при неудачах. Обучая воспитанников по программе, педагог воспитывает в подростках стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию. Это поможет в дальнейшей социализации воспитанников в непростом взрослом мире.

Особые условия проведения

В процессе изучения тем программы постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности: развитие воли, смелости, упорства, настойчивости, решительности и дисциплинированности.

Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка.

Материально-техническая база

Рекомендуемый перечень учебного оборудования,

снаряжения и инвентаря.

Технические средства обучения:

телевизор, видеомагнитофон /ДВД-плеер, компьютер.

Для занятий по ориентированию:

справочная литература, топографические карты и планы местности, компаса, планшеты.

Туристское и бивачное снаряжение:

рюкзаки, спальные мешки, палатки, туристские коврики, тенты, фонари. Костровые принадлежности, газовая горелка, шанцевый инструмент, пила, топор.

Специальное снаряжение для туризма:

Для пешеходного: веревки, страховочные системы, карабины, крючья, жумары, кроли, блоки и наглядные пособия по теме.

Снаряжение для выживания: компаса, карты, радиостанции, тент, НАЗ (носимый аварийный запас), наглядные пособия по теме.

Для занятий по первой медицинской помощи: аптечка первой помощи, жгут, комплекты бинтов, перевязочные пакеты, наглядные пособия по теме.

Яндекс.Погода

Кто сейчас на сайте

Сейчас 46 гостей онлайн
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского