Учредитель образовательной организации:
муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Методические рекомендации по написанию и защите реферата

 

 

Методические рекомендации

по написанию и защите реферата


Реферат – (от латинского referro – сообщаю, докладываю) – краткое изложение в письменном виде содержания исследования по выбранной проблеме.

Реферат – это своеобразный отчет о самостоятельном изучении материала, анализе теоретических источников и практической деятельности по выбранной теме. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; а изложенные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; а изложение материала носить проблемно-тематический характер.

Защита реферата предполагает предварительный выбор аттестуемым интересующей его темы, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Выбор темы определяется на усмотрение аттестуемого в рамках его профессиональной компетентности. В реферате педагог представляет описание собственного опыта, опирающегося на теоретические знания и практический опыт работы.

Защита реферата, как форма квалификационного испытания, позволяет аттестуемому выявлять проблемы в своей работе и осмыслить итоги своей деятельности. Реферат должен иметь определенную структуру, которая включает набор обязательных и необязательных элементов.

 

Общие требования к оформлению реферата: поля – левое 2,5 см; верхнее, правое, нижнее – 2 см, шрифт – 14, интервал – полуторный; Times New Roman.

Общее число страниц реферата (без списка использованных источников и приложений) – не менее 25 страниц.

При аттестации впервые на заявленную первую квалификационную категорию реферат должен содержать, в основном, теоретическое рассмотрение различных педагогических задач (соотношение в основной части реферата: ≈ 80% теории, 20%  - описание собственного опыта).

При аттестации повторно на первую квалификационную категорию и при аттестации на высшую квалификационную категорию реферат должен содержать, в основном, информацию о педагогических исследованиях, проводимых самим педагогическим работником (соотношение в основной части реферата: ≈ 30% теории, 70% - описание собственного опыта и достигнутых результатов педагогической деятельности).

 

Обязательными элементами являются:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть документа.

5. Заключение.

6. Список использованных источников (литература, сайты и т.д.).

 

Необязательными элементами являются:

1. Перечни условных обозначений, сокращений и терминов.

2. Приложения.

 

Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:

1.  Наименование вышестоящей организации.

2.  Наименование организации, где выполнялась работа.

3.  Наименование работы: (реферат).

4.  Тема.

5.  Сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория, заявляемая квалификационная категория).

6.  Населенный пункт и год выполнения работы.

 

Оглавление включает:

  • введение;
  • наименование всех глав разделов, подразделов пунктов;
  • заключение;
  • список использованных информационных источников (литература, сайты и т.д.), приложения (при наличии)

Строки оглавления заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало соответствующей части реферата.

 

Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости полученных результатов. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста.

В основной части приводят данные, отражающие сущность и основные  результаты выполненной работы.

Основная часть должна содержать:

А) обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи, описание выбранной методики проведения эксперимента;

Б) процесс теоретических и экспериментальных исследований;

В) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.

 

Список использованных информационных источников (литература, сайты и т.д.) должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.

В приложения могут быть включены:

  • Иллюстрации вспомогательного характера;
  • Инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;
  • Таблицы вспомогательных цифровых данных.

Работа должна быть логически выдержана, в ней соблюдаются единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность.

 

Качество реферата оценивается

экспертами по следующим показателям

№ п/п

Название критериев оценки

Баллы

по критерию

1.

Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и способов, путей их разработки. Ценность работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента обучающихся (воспитанников) и других факторов.

 

2.

Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования, как за рубежом, так и в России.

 

3.

Эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике, в работе аттестуемого. Показать параметры и критерии, с помощью которых можно представить полную объективную картину анализируемых явлений.

 

4.

Перспективность и практическая значимость работы. Возможность использования идей, программ и методик в других учреждениях образования.

 

5.

Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы.

 

6.

Обоснованность и доказательность выводов при защите реферата и ответов на вопросы.

 

 

Итого

 

 

Оценка при защите реферата предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 42 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите реферата при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 48 (не менее 8 баллов за каждый пункт).

Экспертиза и оценка реферата проводится как минимум двумя экспертами соответствующего уровня – специалистами данной области.